Культурно-образовательный проект «Эшколот» открыл онлайн-академию

В Москве много лет работает культурно-образовательный проект «Эшколот», цель которого — преподнести традиционную и современную еврейскую культуру в формате «устного non-fiction». «Эшколот» организует лекции учёных и исследователей из разных стран и интерактивные события (фуд-шоу, экскурсии и даже полушуточная конференция на Пурим).

На лекции «Эшколота» приходят далеко не только евреи, эти разговоры о культуре, истории и человеке интересны самым разным людям.

Сейчас «Эшколот» открыл онлайн-академию — это записи лучших лекций проекта, снятые профессионально, с субтитрами и дополнительными материалами. Лекции разделены на шесть тем, по каждой есть карта (лекции отнесены к тем странам, о которых говорят лекторы) и таймлайн.

Предлагаем вашему вниманию две лекции из программы академии:

Лекция историка-медиевиста Михаила Майзульса «Маргинальные ангелы: средневековая иконография»

В средневековой иконографии ангелы вездесущи. Они изображаются на огромных витражах и на крошечных амулетах, на гербах знати и на черепичной плитке. Однако среди множества изображений, где действуют ангелы, есть несколько сюжетов, которые разрывают стандартный шаблон ангельского портрета и показывают, сколь изобретательна была средневековая иконография. Мнимые ангелы – бесы, обратившиеся в ангелов света, чтобы искусить и погубить человека. Пародийные ангелы маргиналий, высмеивавшие если не самих небесных посланников, то уж точно привычку изображать их в виде крылатых юношей. «Инфографические» или «мнемонические» ангелы, чьи тела покрывались подписями и использовались для того, чтобы запечатлеть в памяти азы церковной доктрины. Историк-медиевист Михаил Майзульс рассказывает обо всем самом интересном, что происходит на иконографическом перепутье.

Лекция историка искусств Хаима Финкельштейна «Евреи и дадаизм: Тристан Тцара и Марсель Янко»

Для множества еврейских художников увлечение авангардным искусством выражало разрыв с еврейским происхождением. Часто это сопровождалось эмиграцией и сменой имени на более «универсальное». В своей лекции, посвященной еврейским художникам-дадаистам, профессор Университета Бен-Гуриона (Израиль) Хаим Финкельштейн анализирует манифест Тристана Тцары с точки зрения скрытого в нем личного подтекста. Искания Тристана Тцары/Шмуэля Розенштока будут рассмотрены в связи с его эмиграцией из Румынии в Цюрих, а затем в Париж.